Анализ стихотворения «Ещё весны душистой нега» Фета
Содержание
Анализ стихотворения «Ещё весны душистой нега» Фета
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 25.
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 25.
Написанное Афанасием Фетом стихотворение “Ещё весны душистой нега” ярко демонстрирует, каким мастером слова он являлся. Это произведение относится к пейзажной лирике. Краткий анализ “Ещё весны душистой нега” по плану можно использовать на уроке литературы в 6 классе, чтобы помочь учащимся лучше понять его смысл.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Еще весны душистой нега.
История создания – произведение было написано в 1854 году и в том же году, только спустя несколько месяцев, оно уже появилось на страницах “Современника”.
Тема стихотворения – природа в предчувствии весны.
Композиция – стихотворение состоит из двух частей. В первой Фет описывает природу, которая еще не пробудилась от зимнего сна, а во второй делает вывод, что, несмотря на это, весна уже близко.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – ямб.
Эпитеты – “душистая весна”, “весть живая”, “пролетные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица”.
Метафоры – “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “соловей не смеет запеть”.
Олицетворения – “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет“.
А. А. Фет. Стихотворение «Еще весны душистой нега. ». Анализ произведения
Стихотворение написано в 1854 году.
Главная мысль (идея)
Цель поэта в этом стихотворении — создание образно-эмоциональной картины природы, передача тонкого, почти неуловимого чувства лирического героя, его радости.
Стихотворение принадлежит к пейзажной лирике. Жанр стихотворения — элегия. Стихотворный метр — пяти- и четырехстопный ямб, система рифмовки — АЬААЬ с чередованием мужских и женских рифм.
В стихотворении три пятистрочные строфы. Они поддерживают и продолжают друг друга, создавая цельный образ. Третья строфа представляет собою антитезу двум предыдущим. В ней-то и содержится главная мысль поэта, тонко чувствующего грядущее пробуждение природы:
Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.
Зарисовка живой картины запечатлевает неуловимый миг. Поэту важно создать и передать яркое эмоциональное впечатление. Этой цели служат эпитеты (душистая весна, замороженный путь, пролетные журавли). Автор использует синтаксический параллелизм как главный композиционный принцип.
Слова с высокой стилистической окраской («низойти») добавляет образу возвышенность, облагораживает весну. Величие образу весны также придает инверсия. Не случайно и перемещение ударения в слове «полны».
Во второй строфе стихотворения проявляется импрессионизм Фета. Весна приходит во всем многообразии переменчивых форм:
Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет.
Не случайно употребление частиц «едва» и «чуть»: они вносят оттенок живого мига в картину природы. Появление весны неминуемо, она приближается шаг за шагом, миг за мигом. «Соловей еще не смеет запеть в смородинном кусте», но воображение лирического героя уже рисует этот образ.