Перестройка в СССР (1985–1991 гг
Содержание
Перестройка в СССР (1985–1991 гг.)
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (698 кБ)
Цели:
- Выяснить исторические предпосылки и неизбежность радикальной реформы советской политической и экономической системы и рассмотреть альтернативные пути ее развития.
- Продолжить формирование умений вести диалог, сотрудничать в группах, моделировать ситуации.
Тип урока: урок изучения новой темы (тема изучается на 2-х часовом занятии)
Ход урока
Организационный момент.
Изучение новой темы.
План:
- Предпосылки перестройки в СССР, ее задачи.
- Реформа политической системы. Изменения в культуре и общественном сознании.
- Социально — экономические реформы. Стратегия ускорения.
- Внешняя политика СССР в годы перестройки.
Перестройка – это комплекс реформ, проводимых во всех сферах жизни Компартией и Советским правительством с 1985 г. с целью ликвидации застойных явлений.
Гласность – доступность информации для общественного ознакомления и обсуждения.
1. Предпосылки перестройки в СССР, ее задачи.
На мартовском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем избран М.С.Горбачев. Он предложил курс на модернизацию советской системы, который был назван “перестройкой”.
Перестройка – это комплекс реформ, проводимых во всех сферах жизни Компартией и Советским правительством с 1985 г. с целью ликвидации застойных явлений.
Задание: слушая рассказ, назвать причины реформ во всех сферах жизни общества.
К середине 80-х гг. в социально-экономической системе СССР “застой” постепенно переходил в кризисную ситуацию. Советская экономика утратила динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности. Кризисные явления наблюдались в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с падением мировых цен на нефть).
В 1965-1985 гг. завершилось складывание основных институтов советской бюрократической системы. Происходила деградация правящей верхушки – номенклатуры, которая погрязла в коррупции и протекционизме. Общество столкнулось с явлением геронтократии, когда у власти оказались стареющие больные лидеры.
Обозначился кризис и в социальной сфере. В нач. 80-х годов реальные доходы на душу населения понизились, происходило сокращение продолжительности жизни. Сохранявшаяся уравнительная и дефицитная система распределения в нижней части социальной пирамиды приходила в противоречие с охраняемой системой привилегий номенклатуры.
Наметились проблемы в межнациональных отношениях. Союзные республики требовали реальных прав и возможности самостоятельно решать экономические и социальные проблемы, обвиняя русское население в кризисной ситуации,
Продолжавшаяся “холодная война”, сложившаяся биполярная система во главе с США и СССР вылились в изматывающую гонку вооружений. Обострению международной обстановки способствовала зашедшая в тупик афганская война. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран.
Итак, причины перестройки:
- Резкое падение темпов экономического развития СССР.
- Кризис плановой экономики.
- Увеличение бюрократического аппарата управления.
- Социальное неравенство.
- Кризис межнациональных отношений.
- Потеря международного авторитета СССР.
Задание: исходя из причин, сформулировать задачи перестройки.
Задачи перестройки:
- В области экономической – сменить экономическую модель, создать рыночную экономику, ликвидировать отставание от передовых стран.
- В области социальной – достичь высокого жизненного уровня для всего населения.
- В области внутриполитической – изменить политический режим, создать демократическое, гражданское общество, правовое государство, изменить концепцию отношений между республиками в рамках Союза.
- В области внешнеполитической – создать новую доктрину государственной безопасности, разработать новые подходы к международным отношениям.
Вывод: в начале 80-х гг. в стране созрел кризис системы, все слои общества были заинтересованы в преобразованиях.
2. Реформа политической системы.
Направления осуществление перестройки
Ускорение социально-экономического развития | Реформа политической системы | Реформа в духовной сфере. Политика гласности. |
Гласность – доступность информации для общественного ознакомления и обсуждения (впервые термин появился в феврале 1986 г. на XXVII съезде КПСС).
Этапы перестройки:
- Апрель 1985 — январь 1987 гг.
- Начало 1987 – весна 1989 г.
- Весна 1989 – август 1991 г.
Первый этап перестройки – кадровая революция (1985-86 гг.), когда проходило омолаживание состава партийно-государственных руководителей, поддержка ими перестройки.
На политической арене появились: Ельцин, Рыжков, Лигачев, Шеварднадзе. В связи с возникновением многопартийности — Зюганов (лидер КПРФ), Жириновский (лидер ЛДПР), Новодворская (лидер Демократического союза), Гайдар (лидер Демократической России).
Второй этап – реформа политической системы. Решения приняты на:
— Демократизация процесса выборов в представительные органы власти.
— Курс на создание социалистического правового государства.
— Разделение властей. Установление двухуровневой системы законодательной власти – Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР, избираемого из депутатов съезда.
— Закон об изменении избирательной системы (1988 г.) Прямое представительство общественных организаций в высших органах законодательной власти. Из 2250 депутатов – 750 избирались от КПСС, комсомола, профсоюзов и др.
— Начало становления многопартийной системы.
— Ликвидация монопольного права КПСС на власть путем отмены 6-й статьи Конституции.
— Введение поста Президента СССР (март 1990 г., III съезд народных депутатов).
В мае-июне 1989 г. состоялся Первый съезд народных депутатов, на котором председателем Верховного Совета был избран Горбачев, Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б.Н.Ельцин.
Третий съезд народных депутатов в марте 1990 г. избрал М.С.Горбачева Президентом СССР.
12 июня 1991 г. Президентом РСФСР избран Ельцин Б.Н.
К началу 1991 г. центристская политика Горбачева все больше совпадала с позицией консерваторов.
Достижения политики гласности | Издержки гласности |
Признание кризиса системы; |
Стремление к полной информированности народа;
Публикация работ эмигрантов “третьей волны” (Бродский, Галич, Солженицын, Войнович)
Реабилитация репрессированных 20-50-х гг.
Принятие Декларации о незаконности сталинской политики насильственного переселения народов (ноябрь 1989 г.)
Защита сталинизма (напечатано письмо Н.Андреевой “Не могу поступиться принципами”, 1988 г. в защиту Сталина).
Гласность способствовала столкновению идейных, социальных, национальных и иных течений, что привело к обострению межнациональных противоречий и распаду СССР.
3. Экономические реформы. Стратегия ускорения.
СССР отставал по темпам экономического развития от ведущих мировых держав, экономика погрузилась в кризисное состояние. Во всем мире происходила структурная перестройка экономики, т.е. осуществлялся переход к информационному обществу, в нашей стране экономика переживала застой.
Задание: Самостоятельная групповая работа учащихся с текстом учебника [1,273-274, параграф 97], выделение 3-х этапов экономической реформы. Сделать записи в виде схемы.
Цель: сохранить существующую экономическую систему.
Курс на ускорение соц.-экон. развития страны
Техническое перевооружение машиностроения
Активизация “человеческого фактора”
Введение госприемки, что привело к росту управленческого аппарата, увеличению материальных затрат;
Цель: переход от административных методов к экономическим при сохранении
Утверждены основные направления перестройки управления экономикой
- Предоставление закон о самостоятельности предприятиям и перевод их на хозрасчет
- Снижение плановых показателей
Закон о предприятии (1987 г.)
Начало развития законы сферы частной инициативы
создание кооперативов деятельности”
Законы 1988 г.
- “О кооперации”
- “Об индивидуальной трудовой
Итог:
- легализация теневой экономики;
- сокращение производства;
- нормированное распределение продуктов и товаров первой необходимости;
- массовые забастовки
3 этап реформ
Беседа по вопросам:
- Что означает понятие “ускорение”? Каковы рычаги ускорения? Итоги?
- Какие элементы рыночной экономики были введены?
- Какую программу выхода из кризиса предлагал Явлинский, Шаталин, Рыжков?
- Как крах экономических реформ повлиял на судьбу Советского государства?
4. Внешняя политика СССР в годы перестройки.
Слово учителя. Смена внешнеполитической стратегии была подготовлена приходом в МИД в 1985 г. нового руководства во главе с Шеварднадзе Э.А.
Горбачев М.С. выдвинул новую философско-политическую концепцию, получившую название “новое политическое мышление”. Её основные положения предусматривали:
— отказ от идеи раскола мира на две противоборствующие системы, т.е. отказ от политики “холодной войны”;
— отказ от применения силы в качестве средства разрешения международных проблем;
— признание мира целостным и неделимым;
— приоритет общечеловеческих ценностей, признание общепринятых норм морали.
Новое политическое мышление – это совокупность идей и подходов, выражающих интересы людей, независимо от их национальной и государственной принадлежности и обеспечивающих выживание человечества в ядерно-космический век.
Основные приоритеты во внешнеполитической деятельности СССР после 1985 г.
- Смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении;
- Урегулирование региональных конфликтов;
- Признание существующего миропорядка и расширение экономических связей со всеми странами.
Направления внешней политики СССР
Нормализация отношений Восток-Запад | Разблокирование региональных конфликтов | Установление экон. и полит.контактов |
— встречи руководителей США-СССР: |
1986 г. – Рейкьявик
1987 г. – Вашингтон
— договор об уничтожении ракет среднего и ближнего радиуса действия;
— нормализация отношений с Китаем Израилем;
— отказ СССР от вмешательства в региональные конфликтов в Эфиопии Анголе Никарагуа;
— роспуск СЭВ, ОВД
ИТОГИ
- Окончание “холодной войны” (1988 г.)
- Крах биполярной системы международных отношений
- США – единственная сверхдержава
- Эскалация международных военных конфликтов
Выводы:
- В период перестройки была окончательно разрушена советская политическая система.
- На волне демократизации сформировались политический плюрализм, многопартийность.
- Социально-экономическая система не могла существовать вне административно-командной формы, поэтому половинчатые реформы в области экономики провалились.
- Закончилась “холодная война”, но произошло ослабление международных позиций СССР.
- Перестройка завершилась распадом СССР и крушением коммунистической системы.
Дайте определение понятиям:
- Перестройка
- “Кадровая революция”
- Стратегия ускорения
- Политика гласности
- Региональные конфликты
- Бархатные революции
Список использованной литературы
- Артемов В.В., Любченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 Ч., М., 2011, — Ч 2, параграф 97.
- Арасланова О.В., Поздеев А.В. Поурочные разработки по истории России ( XX – начало XXI века): 9 класс. – М.,2007, — 320 с.
Содержание
- 1 Термин
- 2 Этапы перестройки
- 2.1 Первый этап (март 1985 — январь 1987)
- 2.2 Второй этап (январь 1987 — июнь 1989)
- 2.3 Третий этап (июнь 1989 — 1991)
Термин
15 — 17 мая 1985 года состоялся визит Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва в Ленинград, где на встрече с партактивом Ленинградского горкома КПСС он впервые употребил слово «перестройка» для обозначения общественно-политического процесса: «Видимо, товарищи, всем нам надо перестраиваться. Всем.». Термин был подхвачен СМИ и стал лозунгом начавшейся в СССР новой эпохи.
Этапы перестройки
Первый этап (март 1985 — январь 1987)
М. С. Горбачёв, идеолог перестройки
Начальный период характеризовался признанием некоторых («отдельных») недостатков существовавшей политико-экономической системы СССР и попытками исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера — Ускорение развития народного хозяйства, антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки, демонстрация борьбы с коррупцией. Каких-либо радикальных шагов в этот период пока не предпринималось, внешне практически всё оставалось по-старому. В то же время в 1985—1986 годах была произведена замена основной массы старых кадров брежневского призыва на новую команду управленцев. Именно тогда в руководство страны были введены А. Н. Яковлев, Е. К. Лигачёв, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. И. Лукьянов и другие активные участники будущих событий.
Второй этап (январь 1987 — июнь 1989)
«Бархатная революция» в Румынии (1989 г.)
К концу 1986 — началу 1987 года горбачевская команда пришла к выводу, что административными мерами ситуацию в стране не изменить и предприняла попытку реформирования системы в духе демократического социализма. Данному шагу способствовали два удара по советской экономике в 1986 году: резкое падение цен на нефть и Чернобыльская катастрофа. Стало ясно, что без кардинальных перемен не обойтись. Новый этап начался с Январского пленума ЦК КПСС 1987 года и характеризовался началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества (хотя отдельные меры начали приниматься ещё в конце 1986 года, например Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности»). В общественной жизни провозглашается политика гласности — смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с того, что раньше считалось табу. В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями. В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление» — курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом. Часть населения (в основном молодёжь и интеллигенция) охвачена эйфорией от долгожданных перемен и невиданной по советским меркам свободы. Вместе с тем, в этот период в стране начинает постепенно нарастать общая неустойчивость: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первые межнациональные столкновения (Карабах).
Третий этап (июнь 1989 — 1991)
А. Д. Сахаров на I съезде народных депутатов
Заключительный этап, в этот период происходит резкая дестабилизация политической обстановки в стране: после I-го Съезда народных депутатов начинается противостояние коммунистической партии с возникшими в итоге демократизации общества новыми политическими группировками.Изначально начатые по инициативе сверху, во второй половине 1989 года перемены выходят из-под контроля властей. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 1980—1990-х гг. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антикоммунистичскими и антисоветскими настроениями. С 1990 года основной идеей становится уже не «совершенствование социализма», а построение демократии и рыночной экономики капиталистического типа. В 1990-91 гг. СССР по сути уже не социалистическая страна: легализуется частная собственность, кооперация начинает принимать форму бизнеса западного типа, одновременно начинают закрываться государственные предприятия, фабрики, заводы, комбинаты, фермы, пионерские лагеря. Появляются такие социальные явления, как массовая нищета и безработица. Ценообразование по прежнему централизованное, но в начале 1991 года проводятся две реформы финансового сектора — денежная и ценовая, из-за которых огромные массы населения оказываются за чертой бедности.
Баррикады у Белого дома (1991 г.)
«Новое мышление» на международной арене сводится к односторонним уступкам Западу, в итоге чего СССР утрачивает многие свои позиции и фактически перестаёт быть сверхдержавой, ещё несколько лет назад контролировавшей половину мира. В РСФСР и других республиках Союза к власти приходят сепаратистски настроенные силы — начинается «парад суверенитетов». Закономерным итогом такого развития событий стали ликвидация власти КПСС и распад Советского Союза.
Перестройка в СССР (1985–1991 гг.)
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (698 кБ)
Цели:
- Выяснить исторические предпосылки и неизбежность радикальной реформы советской политической и экономической системы и рассмотреть альтернативные пути ее развития.
- Продолжить формирование умений вести диалог, сотрудничать в группах, моделировать ситуации.
Тип урока: урок изучения новой темы (тема изучается на 2-х часовом занятии)
Ход урока
Организационный момент.
Изучение новой темы.
План:
- Предпосылки перестройки в СССР, ее задачи.
- Реформа политической системы. Изменения в культуре и общественном сознании.
- Социально — экономические реформы. Стратегия ускорения.
- Внешняя политика СССР в годы перестройки.
Перестройка – это комплекс реформ, проводимых во всех сферах жизни Компартией и Советским правительством с 1985 г. с целью ликвидации застойных явлений.
Гласность – доступность информации для общественного ознакомления и обсуждения.
1. Предпосылки перестройки в СССР, ее задачи.
На мартовском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем избран М.С.Горбачев. Он предложил курс на модернизацию советской системы, который был назван “перестройкой”.
Перестройка – это комплекс реформ, проводимых во всех сферах жизни Компартией и Советским правительством с 1985 г. с целью ликвидации застойных явлений.
Задание: слушая рассказ, назвать причины реформ во всех сферах жизни общества.
К середине 80-х гг. в социально-экономической системе СССР “застой” постепенно переходил в кризисную ситуацию. Советская экономика утратила динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности. Кризисные явления наблюдались в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с падением мировых цен на нефть).
В 1965-1985 гг. завершилось складывание основных институтов советской бюрократической системы. Происходила деградация правящей верхушки – номенклатуры, которая погрязла в коррупции и протекционизме. Общество столкнулось с явлением геронтократии, когда у власти оказались стареющие больные лидеры.
Обозначился кризис и в социальной сфере. В нач. 80-х годов реальные доходы на душу населения понизились, происходило сокращение продолжительности жизни. Сохранявшаяся уравнительная и дефицитная система распределения в нижней части социальной пирамиды приходила в противоречие с охраняемой системой привилегий номенклатуры.
Наметились проблемы в межнациональных отношениях. Союзные республики требовали реальных прав и возможности самостоятельно решать экономические и социальные проблемы, обвиняя русское население в кризисной ситуации,
Продолжавшаяся “холодная война”, сложившаяся биполярная система во главе с США и СССР вылились в изматывающую гонку вооружений. Обострению международной обстановки способствовала зашедшая в тупик афганская война. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран.
Итак, причины перестройки:
- Резкое падение темпов экономического развития СССР.
- Кризис плановой экономики.
- Увеличение бюрократического аппарата управления.
- Социальное неравенство.
- Кризис межнациональных отношений.
- Потеря международного авторитета СССР.
Задание: исходя из причин, сформулировать задачи перестройки.
Задачи перестройки:
- В области экономической – сменить экономическую модель, создать рыночную экономику, ликвидировать отставание от передовых стран.
- В области социальной – достичь высокого жизненного уровня для всего населения.
- В области внутриполитической – изменить политический режим, создать демократическое, гражданское общество, правовое государство, изменить концепцию отношений между республиками в рамках Союза.
- В области внешнеполитической – создать новую доктрину государственной безопасности, разработать новые подходы к международным отношениям.
Вывод: в начале 80-х гг. в стране созрел кризис системы, все слои общества были заинтересованы в преобразованиях.
2. Реформа политической системы.
Направления осуществление перестройки
Ускорение социально-экономического развития | Реформа политической системы | Реформа в духовной сфере. Политика гласности. |
Гласность – доступность информации для общественного ознакомления и обсуждения (впервые термин появился в феврале 1986 г. на XXVII съезде КПСС).
Этапы перестройки:
- Апрель 1985 — январь 1987 гг.
- Начало 1987 – весна 1989 г.
- Весна 1989 – август 1991 г.
Первый этап перестройки – кадровая революция (1985-86 гг.), когда проходило омолаживание состава партийно-государственных руководителей, поддержка ими перестройки.
На политической арене появились: Ельцин, Рыжков, Лигачев, Шеварднадзе. В связи с возникновением многопартийности — Зюганов (лидер КПРФ), Жириновский (лидер ЛДПР), Новодворская (лидер Демократического союза), Гайдар (лидер Демократической России).
Второй этап – реформа политической системы. Решения приняты на:
— Демократизация процесса выборов в представительные органы власти.
— Курс на создание социалистического правового государства.
— Разделение властей. Установление двухуровневой системы законодательной власти – Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР, избираемого из депутатов съезда.
— Закон об изменении избирательной системы (1988 г.) Прямое представительство общественных организаций в высших органах законодательной власти. Из 2250 депутатов – 750 избирались от КПСС, комсомола, профсоюзов и др.
— Начало становления многопартийной системы.
— Ликвидация монопольного права КПСС на власть путем отмены 6-й статьи Конституции.
— Введение поста Президента СССР (март 1990 г., III съезд народных депутатов).
В мае-июне 1989 г. состоялся Первый съезд народных депутатов, на котором председателем Верховного Совета был избран Горбачев, Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б.Н.Ельцин.
Третий съезд народных депутатов в марте 1990 г. избрал М.С.Горбачева Президентом СССР.
12 июня 1991 г. Президентом РСФСР избран Ельцин Б.Н.
К началу 1991 г. центристская политика Горбачева все больше совпадала с позицией консерваторов.
Достижения политики гласности | Издержки гласности |
Признание кризиса системы; |
Стремление к полной информированности народа;
Публикация работ эмигрантов “третьей волны” (Бродский, Галич, Солженицын, Войнович)
Реабилитация репрессированных 20-50-х гг.
Принятие Декларации о незаконности сталинской политики насильственного переселения народов (ноябрь 1989 г.)
Защита сталинизма (напечатано письмо Н.Андреевой “Не могу поступиться принципами”, 1988 г. в защиту Сталина).
Гласность способствовала столкновению идейных, социальных, национальных и иных течений, что привело к обострению межнациональных противоречий и распаду СССР.
3. Экономические реформы. Стратегия ускорения.
СССР отставал по темпам экономического развития от ведущих мировых держав, экономика погрузилась в кризисное состояние. Во всем мире происходила структурная перестройка экономики, т.е. осуществлялся переход к информационному обществу, в нашей стране экономика переживала застой.
Задание: Самостоятельная групповая работа учащихся с текстом учебника [1,273-274, параграф 97], выделение 3-х этапов экономической реформы. Сделать записи в виде схемы.
Цель: сохранить существующую экономическую систему.
Курс на ускорение соц.-экон. развития страны
Техническое перевооружение машиностроения
Активизация “человеческого фактора”
Введение госприемки, что привело к росту управленческого аппарата, увеличению материальных затрат;
Цель: переход от административных методов к экономическим при сохранении
Утверждены основные направления перестройки управления экономикой
- Предоставление закон о самостоятельности предприятиям и перевод их на хозрасчет
- Снижение плановых показателей
Закон о предприятии (1987 г.)
Начало развития законы сферы частной инициативы
создание кооперативов деятельности”
Законы 1988 г.
- “О кооперации”
- “Об индивидуальной трудовой
Итог:
- легализация теневой экономики;
- сокращение производства;
- нормированное распределение продуктов и товаров первой необходимости;
- массовые забастовки
3 этап реформ
Беседа по вопросам:
- Что означает понятие “ускорение”? Каковы рычаги ускорения? Итоги?
- Какие элементы рыночной экономики были введены?
- Какую программу выхода из кризиса предлагал Явлинский, Шаталин, Рыжков?
- Как крах экономических реформ повлиял на судьбу Советского государства?
4. Внешняя политика СССР в годы перестройки.
Слово учителя. Смена внешнеполитической стратегии была подготовлена приходом в МИД в 1985 г. нового руководства во главе с Шеварднадзе Э.А.
Горбачев М.С. выдвинул новую философско-политическую концепцию, получившую название “новое политическое мышление”. Её основные положения предусматривали:
— отказ от идеи раскола мира на две противоборствующие системы, т.е. отказ от политики “холодной войны”;
— отказ от применения силы в качестве средства разрешения международных проблем;
— признание мира целостным и неделимым;
— приоритет общечеловеческих ценностей, признание общепринятых норм морали.
Новое политическое мышление – это совокупность идей и подходов, выражающих интересы людей, независимо от их национальной и государственной принадлежности и обеспечивающих выживание человечества в ядерно-космический век.
Основные приоритеты во внешнеполитической деятельности СССР после 1985 г.
- Смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении;
- Урегулирование региональных конфликтов;
- Признание существующего миропорядка и расширение экономических связей со всеми странами.
Направления внешней политики СССР
Нормализация отношений Восток-Запад | Разблокирование региональных конфликтов | Установление экон. и полит.контактов |
— встречи руководителей США-СССР: |
1986 г. – Рейкьявик
1987 г. – Вашингтон
— договор об уничтожении ракет среднего и ближнего радиуса действия;
— нормализация отношений с Китаем Израилем;
— отказ СССР от вмешательства в региональные конфликтов в Эфиопии Анголе Никарагуа;
— роспуск СЭВ, ОВД
ИТОГИ
- Окончание “холодной войны” (1988 г.)
- Крах биполярной системы международных отношений
- США – единственная сверхдержава
- Эскалация международных военных конфликтов
Выводы:
- В период перестройки была окончательно разрушена советская политическая система.
- На волне демократизации сформировались политический плюрализм, многопартийность.
- Социально-экономическая система не могла существовать вне административно-командной формы, поэтому половинчатые реформы в области экономики провалились.
- Закончилась “холодная война”, но произошло ослабление международных позиций СССР.
- Перестройка завершилась распадом СССР и крушением коммунистической системы.
Дайте определение понятиям:
- Перестройка
- “Кадровая революция”
- Стратегия ускорения
- Политика гласности
- Региональные конфликты
- Бархатные революции
Список использованной литературы
- Артемов В.В., Любченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 Ч., М., 2011, — Ч 2, параграф 97.
- Арасланова О.В., Поздеев А.В. Поурочные разработки по истории России ( XX – начало XXI века): 9 класс. – М.,2007, — 320 с.