0 просмотров

Стихотворение и анализ «Еще весны душистой нега; »

Стихотворение и анализ «Еще весны душистой нега…»

Еще весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Еще овраги полны снега,

Еще зарей гремит телега

На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет,

И соловей еще не смеет

Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках

Краткое содержание

К. Крыжицкий. Ранняя весна. 1904

Читая стихотворные строки, мы погружаемся в поэтический монолог. Поэт в смятении ждёт наступления весенней поры, как настоящего чуда. Перед читателями сменяются картинки, наполненные природной красотой. Мы понимаем, что зимний холод не вечен. Затем появляется женщина – «красавица степная», наблюдающая за переменами в окружающем мире. Она видит над головой пролетающих журавлей и осознаёт: весенняя пора совсем рядом.

История создания

Автор, в период написания данного стихотворения, тесно дружил с создателями журнального издания «Современник». На страницах этого издания, в 1854 г., было впервые напечатано это произведение. Поэт в это время сблизился с такими известными членами гуманитарного кружка при журнале, как И. Тургенев и Н. Некрасов.

Статья в тему:  Почему беременным нельзя ходить в церковь. Посещение церкви во время беременности

Жанр, направление, размер

Стихотворные строки представляют жанр элегии. Это удивительный пример пейзажной поэтики, включающей в себя аккорды лёгкой грусти. Поэта, наблюдающего за переменами в природе, отличает меланхоличность.

Фет живописует природу пятистопным и четырёхстопным ямбом. В произведении используется чередование женской и мужской рифмы.

Композиция

Композиционное решение построено так, чтобы продемонстрировать неразрывность человека и окружающего мира:

  • произведение состоит из трёх пятистрочных строф. Две первые строфы – это первая часть стихотворения, объединённая общей тематикой под названием «зимний пейзаж».
  • третья строфа содержит противопоставление: если первые две строфы рисуют зиму, то в третьей поэт демонстрирует нотки весенней природы – это пролетающие журавли.

Композиция строится так, чтобы продемонстрировать читателю синтез человека и природы, основанный на многолетнем наблюдении.

Образы и символы

Природа одухотворена, тесно взаимосвязана с мироощущением лирического героя. Этому способствуют следующие образы:

  • образ зари – заря символизирует огонь, рождённый солнцем. В отблесках зари поэт видит загадочный мир, вдохновляющий его. Заря связана с весной: это время года для земли, как заря — для нового дня;
  • образ степной красавицы – он может быть истолкован и как юная дева, и как красивая метафора. Поэт описывает «сизый румянец» на щеках, свидетельствующий о холоде, но одновременно подчёркивающий женственность;
  • образ весны – этот образ появляется из отрицания поэтом её прихода и обобщается в заключительном пятистишии: «Но возрожденья весть живая уж есть…».
Статья в тему:  Как правильно сделать бетонный пол на грунте. Черновая стяжка пола: виды, преимущества и пошаговый процесс черновой стяжки пола по грунту. Заливаем своими руками

Темы и настроение

Основная тема – мир природы предчувствует скорый приход весеннего тепла. Произведение посвящено окружающему миру, находящемуся на границе зимы и весны. В это время холода ещё не покинули землю, но заметные признаки уже говорят людям о том, что скоро придёт тепло.

Произведение погружает читателя в задумчивое, меланхолическое настроение. В заключительных строчках происходит душевный «взлёт» героя, ощущается его воодушевление из-за появления первых сигналов наступающей весенней поры.

Основная идея

Идея произведения – предчувствие скорой весенней поры. Поэт буквально растворён в природной красоте, очарован ближайшим обновлением мира. Такая одновременность происходящего создаёт особенное чувственное пространство, способное раскрыть человеческую душу.

Средства выразительности

Фет использует следующие выразительные средства, чтобы описать природные явления:

  • эпитеты – «душистая весна», «пролётные журавли», «степная красавица», «сизый румянец»;
  • метафоры – «нега не успела снизойти», «соловей не смеет запеть», «зарёй гремит телега»;
  • олицетворения – «солнце греет», «краснеет липа», «березник желтеет».

Поэт использует лексический повтор «ещё», создающий синтаксический параллелизм. Он применяется для того, чтобы сделать акцент на важной мысли данного произведения: чувствуя скорые перемены в природе, человек знает, что они произойдут, но постепенно.

История создания

Для Афанасия Афанасьевича еще со студенческих лет существовало 3 главные ценности: природа, любовь и поэзия. Фет считал, что только эти темы следует поднимать в творчестве, а на все остальные он сам для себя поставил табу. Природу автор всегда описывал посредством личного восприятия. Для него было важно зафиксировать в ней все, даже самые незначительные перемены. Фет в своем творчестве не просто описывал пейзажи, что относились к какому-то определенному времени года, а старался запечатлеть более короткие промежуточные состояния природы.

Статья в тему:  Самосознание личности. Что такое самосовершенствование. Уверенность в себе

Так и в этом стихотворении Афанасий Афанасьевич описывает природу, что вот-вот проснется от зимней спячки. Он постарался зафиксировать тот короткий момент, когда весна еще полностью не наступила, но уже ощущается, что холода скоро уйдут. Существенных изменений в природе при этом не наступает — снег все также лежит и все вокруг замерзшее, но подсознательно человек чувствует, что скоро потеплеет. А от этого и душа его начинает радоваться.

«Ещё весны душистой нега» поэт написал в 1954 году. Несколькими месяцами позже его и другие свои стихотворения Фет отдал в печать литературному журналу «Современник». На момент публикации Афанасий уже успел стать знаменитым и заработать себе доброе имя.

Автор был участником литературного сообщества журнала и сблизился с Тургеневым и Некрасовым. Но несмотря на его дружественные отношения с великими поэтами, их творчество практически не повлияло на Фета и его мировосприятие. Стиль поэта был новаторским, уникальным.

Композиция

Произведение состоит из трех пятистрофных строчек. Первые две составляют первую часть произведения, они объединяются одной темой – описанием зимнего пейзажа. При этом автор делает акцент на слове “еще”, показывая, что это временное состояние природы и в то же время намекая на вторую, завершающую часть.

В ее основе лежит противопоставление: если первые две показывают зиму, то в третьей Фет дает возможность проявиться ноткам весенней природы, таким как пролетающие с юга журавли.

Статья в тему:  Цветок чудодейственный приносит счастье. Какие растения приносят любовь? Комнатные растения: выбираем для себя и близких

При этом сюжет стиха – это сменяющие друг друга, полные естественной красоты картины, причем кажется, что автор объединил две в одну: первая – это зима, в которой не чувствуется и намека на те метаморфозы, которые проявляют себя весной. Есть только предвкушение лирического героя. Фет показывает, что зима не вечна, более того, весна придет ей на смену совсем скоро.

Во второй части сюжет развивается так, что в нем появляется человек – женщина, наблюдающая за природными явлениями. Она видит пролетающих журавлей и понимает, что скоро весна.

Таким образом, композиция построена таким образом, чтобы показать синтез природы и человека, их родство и близость, основанные на многолетнем наблюдении.

Стихотворение написано в жанре элегии, которую Афанасий Фет очень любил. Это прекрасный образец пейзажной лирики, написанный с легкой, светлой грустью. Наблюдающий за природными изменениями лирический герой несколько меланхоличен, он размышляет об окружающем мире, как бы погружаясь в него.

Автор предпочел для описания природы и связанных с ней чувств пяти- и четырехстопный ямб. Интересно, что он не только использовал чередование мужской и женской рифмы, но и сложную сплетенную рифмовку.

Средства выразительности

Чтобы максимально точно и мелодично описать природные явления и настроение лирического героя, Фет использовал художественные средства. К ним относятся:

  1. Эпитеты: «весна душистая», «сизый румянец», «красавица степная», «замороженный путь».
  2. Олицетворения: «солнце греет», «березняк желтеет».
  3. Метафоры: «зарей гремит телега», «возрожденья весть живая», «соловей не смеет запеть».
Статья в тему:  Почему 13 считается плохим числом. Действительно ли столь несчастливое число тринадцать

Помимо этого, Афанасий Афанасьевич использует повтор слова «еще», чтобы создать параллелизм. Благодаря этому автор отражает главную идею произведения: ощущая естественные перемены вокруг себя, человек осознает, что они постепенны и не могут произойти мгновенно. Но он чувствует, что весна близко, скоро будет светить солнце и дышать станет легче.

Композиция

Стихотворение насчитывает три строфы. В каждой из строф – ровно пять строк. В основе произведения лежит антитеза. Первая и вторая строфы посвящены описанию зимы, которая совсем не собирается уходить. Третья строфа предсказывает скорое наступление тепла.

Написано произведение четырёх- и пятистопным ямбом, с чередованием мужской и женской рифмы.

Эмоциональный настрой стихотворения позволяет определить жанр – это элегия. Начало произведения овеяно лёгкой грустью. Конец стихотворения имеет более радостное настроение, поскольку в третьей строфе появляется надежда на лучшее.

Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 6 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.

Средства выразительности

Для описания природных явлений поэт использует привычные тропы:

  • Эпитеты – “душистая весна”, “весть живая”, “пролетные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица”.
  • Метафоры – “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “соловей не смеет запеть”.
  • Олицетворения – “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет“.

К ним добавляется лексический повтор “еще”, который создает синтаксический параллелизм и используется для того, чтобы сделать акцент на главной мысли произведения: предощущая изменения в природе, человек знает, что они постепенны, они не могут произойти моментально.

Статья в тему:  Комнатные желтые цветы и растения (с фото). Дом и семья

Анализ стихотворения Фета «Еще весны душистой нега…»

Стихотворение «Еще весны душистой нега…» было написано в 1854 году уже известным поэтом, признанным мастером пейзажной лирики. Автор рисует картину только зарождающейся весны, скорее, ее предощущения:
Еще весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Еще овраги полны снега,

Еще зарей гремит телега

На замороженном пути.

Стихотворение невелико по объему — в нем всего три пятистрочные строфы. Две из них композиционно продолжают друг друга, подчеркивая зимние приметы окружающего пейзажа. Солнце греет «едва лишь в полдень», еще прозрачны и голы деревья, «и соловей еще не смеет занять в смородинном кусте» — не пришло еще его время. Но третья строфа представляет собою антитезу двум предыдущим, и в ней-то и есть главная мысль поэта, тонко чувствующего грядущее пробуждение природы:

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

Ощущение возрождения природы витает в воздухе, оно передается человеку и проецируется автором непосредственно на человека — степную красавицу, по себе чувствующую холод, но мечтательно ожидающую весну, как ожидает ее и вся природа. Эта зарисовка живой картины передает один неуловимый миг, с помощью используемых автором художественных средств создавая яркое эмоциональное впечатление. Этой цели, как всегда у автора, служат эпитеты («душистая весна», «замороженный путь», «пролетные журавли»). Большую роль в данном случае играет синтаксический параллелизм, подчиненный, как уже было сказано, композиционному замыслу настроения произведения.

Статья в тему:  Пол из керамической плитки своими силами пошаговая инструкция. Как положить кафель на пол и стены: пошаговая инструкция Новый способ укладки плитки на пол

В первых двух строфах это повторы, как отдельных слов («еще»), так и выбранной автором синтаксической модели. Третья строфа, как антитеза, начинается с союза «но» и является выразительным средством передачи авторской идеи, подчиненным общей цели. Создание напряженно-эмоциональной картины природы, передача тонкого, почти неуловимого чувства лирического героя, его радости, трепетной новизны ощущения — вот черты, отличающие пейзажную лирику Фета и дающие ему право называться тонким художником природы, вдохновенным мастером поэтического творчества.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector