0 просмотров

Анализ стихотворения «Ещё весны душистой нега» Фета

Анализ стихотворения «Ещё весны душистой нега» Фета

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 25.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 25.

Написанное Афанасием Фетом стихотворение “Ещё весны душистой нега” ярко демонстрирует, каким мастером слова он являлся. Это произведение относится к пейзажной лирике. Краткий анализ “Ещё весны душистой нега” по плану можно использовать на уроке литературы в 6 классе, чтобы помочь учащимся лучше понять его смысл.

История создания

Природа всегда была безусловной ценностью для Афанасия Фета – это одна из основных тем его лирики. Он считал крайне важным фиксировать даже мимолетные изменения в ней – и одно из таких изменений описывается в стихотворении “Еще весны душистой нега”.

К моменту написания этого стихотворения поэт был близок с литературным кружном “Современника”. В этом журнале его и напечатали в 1854 году, спустя всего несколько месяцев после того, как оно было написано.

Стихотворение посвящено природе, которая находится в пограничном состоянии между зимой и весной. Холод еще не отпустил землю, но какие-то небольшие признаки подсказывают наблюдательным людям, что скоро настанут теплые дни.

Статья в тему:  Как соединить два бруска в длину. Описание вариантов сращивания стропил по длине. Прямой паз на коренном шипе

Лирический герой, наблюдающий за природой, находит в ней одухотворенность, которая и выражается в стихотворении.

Основная тема

Основная тема стихотворения — природа в пограничном состоянии между зимой и весной.

Лирический герой наблюдает за природой и находит ее живой. Свои мысли он выражает в строках стихотворения. И хоть видно, что холод еще не отступил, но по людям уже заметно — близятся теплые деньки. Поэт говорит о поздней зиме, и потому он решил охарактеризовать ее, добавив в описание теплоты, весеннего оттенка. Автор делает акцент на таких особенностях, как покрасневшая липа и начинающем желтеть березняке.

Главная мысль — ощущая изменения в природе, человек понимает их постепенность, что они не могут наступить в один момент.

Образ весны раскрывается довольно своеобразно. Афанасий Афанасьевич отрицает ее приход, хоть и описывает явления, которые явно указывают на ее приближение. Впервые весна упоминается в момент отрицания, а затем в заключительных пяти строках. Автор воспевает не слишком поэтичные вещи — кусты смородины, румянец на щеках у девушки. Но за счет этих деталей он дает понять, что приближается не какая-то абстрактная весна, а русская.

Образ зари также появляется в стихотворении. Она символизирует тепло солнца. Уже на рассвете природа отличается своей чистотой и нежностью, она совершенно не такая, как ночью. Связь зари и весны неразрывна. Наступление нового дня, все равно что приход весны. Творческим личностям это время года дает возможность прикоснуться к прекрасному и переродиться.

Статья в тему:  Почему нельзя хрустеть. Последствия хруста пальцами. Почему хрустят пальцы на руках

Средства выразительности

Чтобы максимально точно и мелодично описать природные явления и настроение лирического героя, Фет использовал художественные средства. К ним относятся:

  1. Эпитеты: «весна душистая», «сизый румянец», «красавица степная», «замороженный путь».
  2. Олицетворения: «солнце греет», «березняк желтеет».
  3. Метафоры: «зарей гремит телега», «возрожденья весть живая», «соловей не смеет запеть».

Помимо этого, Афанасий Афанасьевич использует повтор слова «еще», чтобы создать параллелизм. Благодаря этому автор отражает главную идею произведения: ощущая естественные перемены вокруг себя, человек осознает, что они постепенны и не могут произойти мгновенно. Но он чувствует, что весна близко, скоро будет светить солнце и дышать станет легче.

Композиция и жанр

Стихотворение относится к пейзажной лирике. Фета считали мастером в этом направлении, а его творчество стало примером для многих русских поэтов.

Автор обратился к одному из своих любимых жанровых направлений — элегии. Произведения в этом стиле по настроению отличаются легкой грустью, которой переполнен лирический герой. Он поддался меланхолии и рассуждает об окружающей природе. В последних строках лирический герой заметно воодушевляется, становится виден его душевный подъем и надежда, что скоро все будет иначе, ведь наступит весна. При этом поэт не пытается восклицать, все понятно исключительно благодаря сюжету и удачно подобранным словам.

Стихотворный размер — четырех- и пятистопный ямб. Стих был написан при помощи мужской и женской рифмы.

Статья в тему:  Как погибли пассажиры рейса 9268. Лучше по фотографии

Сюжет стихотворения — прекрасные, живописные картины, что приходят на смену друг другу. При этом поэт объединил словно 2 из них в одну:

  • в первой зимней части нет и следа весны, а лишь предчувствия лирического героя.
  • во второй части развития сюжета появляется женщина, которая стоя во дворе, видит журавлей и осознает, что скоро придет весна.

Композиция выстраивается так, чтобы показать синтез природы и человека, их близость и родство, что появилось за счет многолетних наблюдений.

Стихотворение написано в жанре элегии, которую Афанасий Фет очень любил. Это прекрасный образец пейзажной лирики, написанный с легкой, светлой грустью. Наблюдающий за природными изменениями лирический герой несколько меланхоличен, он размышляет об окружающем мире, как бы погружаясь в него.

Автор предпочел для описания природы и связанных с ней чувств пяти- и четырехстопный ямб. Интересно, что он не только использовал чередование мужской и женской рифмы, но и сложную сплетенную рифмовку.

сравнительный анализ стихотворений фета «еще весны душстой нега» и тютчева «еще земли печален вид»

Natalia Chudomeh

Мастер (1878) 8 лет назад

Фет как никто умел быть наблюдательным и видеть, как в окружающей нас природе и человеческой душе готовятся и происходят изменения, будь то наступление весны или первая любовь.

Стихотворение «Ещё весны душистой нега… » запечатлевает такой момент в природе, когда весна ещё не наступила, но ощущение весны уже возникло. Казалось бы, в природе ничего не изменилось: снег не растаял, дороги замёрзшие, деревья без листьев, но по каким-то малым приметам и просто интуитивно человек уже ждёт весны и радуется её приходу.

Статья в тему:  Какой длины великая китайская стена. Китайская стена краткая информация

Посмотрим начальную строку “Ещё весны душистой нега… ”. Фет прибегает к одному из своих любимых образных выражений — “нега”. В современном лексиконе это слово кажется устаревшим, а в поэтическом словаре XIX века оно употреблялось часто, и Фет охотно использовал его. Это существительное, однокоренное прилагательному “нежный”, глаголу “нежиться”; их смысловое значение — удовольствие с оттенком мягкости, тонкости, изящества.

Звуковая инструментовка также обращает на себя внимание. В двух первых стихах выделяются звукосочетания со звуком [н] .

Ещё весны душистой нега К нам не успела низойти.

Картина уточняется некоторыми деталями, рисующими зиму: это снег, замороженный путь. Во второй строфе зарисовка продолжается, усиливается динамика благодаря использованию большого числа глаголов, три из которых, кроме того, находятся в позиции рифмующихся: “греет”, “желтеет”, “смеет”. Говоря о зиме, Фет вводит в стихотворение яркие весенние краски: “заря”, “краснеет”, “желтеет”. Отрицая то, что весна уже наступила, он как бы приближает её приход, упоминая о том, что “солнце греет”, что соловей поёт в смородинном кусте. Образ весны возникает из отрицаний и обобщается в последней строфе, которая начинается с антитезы: “Но возрожденья весть живая // Уж есть… ” Особую роль приобретают звуки, связанные со словом “жизнь”: “возрожденья”, “живая”, “провожая”.

Стихотворение движется от отрицания к утверждению и завершается образом степной красавицы “с румянцем сизым на щеках”. Фет сделал предметом искусства в общем-то не поэтические вещи: смородинный куст, сизый румянец. Однако это точные детали, которые позволяют почувствовать и понять, что речь идёт не о весне вообще, а о весне в России, которую Фет знает и, несомненно, любит, несмотря на все упрёки современников в безыдейности.

Статья в тему:  Прозрачная ткань: виды и особенности. Виды прозрачных тканей: свойства, где применяются Преимущества и минусы прозрачной кровли

Интересно сравнить это стихотворение с тютчевским «Ещё земли печален вид…». написанным существенно раньше.

Общее для Тютчева и Фета — философское осмысление единства человека и природы. Однако у Тютчева, особенно в ранней лирике, образы, связанные с природой, тяготеют к отвлечённости, обобщённости, условности. В отличие от Тютчева, у Фета они на уровне деталей более конкретны, нередко предметны. Вы увидите это, если оттолкнётесь от тематической близости стихотворений, особенностей их построения, совпадения отдельных слов, и отметите особенности образного ряда у обоих поэтов, символику деталей у Тютчева и их конкретность у Фета. Обратите внимание на контекст, в котором у Тютчева и Фета звучат одни и те же ключевые слова: “весна”, “нега”. Сопоставьте такие образы, как “мёртвый стебль”, “редеющий сон” (Тютчев) и “телега”, “пролётные журавли” (Фет) ; “блестят и тают глыбы снега” (Тютчев) и “овраги полны снега” (Фет). Обратите внимание на сочетания: “соловей… в смородинном кусте”, “красавица степная”, “с румянцем сизым” (“высокое” и “низкое”).

Средства выразительности

Для того чтобы проанализировать стихотворение нужно не только внимательно прочитать его. Важно понимать, какими способами автор описывает природу.

В своей работе Фет использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — у поэта весна предстает душистой, а весть живой;
  • метафоры — у Фета заря гремит телегой, а нега не успевает снизойти;
  • олицетворение — у поэта солнце греет, а липа краснеет.
Статья в тему:  Чем мазать укусы комаров – кремы, мази, народные средства. Средства от укусов комаров

Фет использует лексический повтор слова «еще» и это позволяет подчеркнуть: весна еще не пришла, но ее наступление неизбежно, нужно только набраться терпения. Перемены не происходят моментально, только с наступлением теплых деньков снег начинает таять, и все вокруг меняется.

В лирике поэта природа предстает будто живой, неземной, очень красивой. Он подчеркивал особую очаровательность ночи в разных работах, рассказывал, как лес может дышать.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector