Благоверная княгиня А́нна Кашинская, Тверская, схимонахиня
КРАТКОЕ ЖИТИЕ БЛАГОВЕРНОЙ КНЯГИНИ АННЫ КАШИНСКОЙ
Святая благоверная княгиня Анна Кашинская, дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, в 1294 году стала супругой святого благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского. (Он был замучен татарами в Орде в 1318 году. Память 22 ноября.) После страдальческой кончины мужа Анна удалилась в Тверской Софийский монастырь, а после переселилась в Кашинский Успенский монастырь. 2 октября 1368 года она мирно отошла ко Господу.
Сыновья святой Анны повторили исповеднический подвиг отца: Димитрий Михайлович (Грозные Очи) был убит в Орде 15 сентября 1325 года, а Александр Михайлович, князь Тверской, вместе с сыном Феодором – 29 октября 1339 года.
Чудеса при гробе святой Анны начались в 1611 году, во время осады Кашина литовскими войсками. Святая княгиня явилась пономарю Успенского собора Герасиму и сказала, что она молит Спасителя и Пресвятую Богородицу об избавлении города от иноплеменников.
На Соборе 1649 года было постановлено открыть ее мощи для всеобщего почитания и причислить благоверную княгиню Анну к лику святых Русской Церкви. Но в 1677 году патриарх Иоаким поставил вопрос на Московском Соборе об упразднении ее почитания в связи с обострением старообрядческого раскола, использующего имя Анны Кашинской в своих целях. В 1909 году, 12 июня, произошло вторичное ее прославление и установлено повсеместное празднование.
Перенесение мощей
Святая благоверная княгиня Анна Кашинская скончалась 2 октября 1368 года. Святые мощи ее были обретены 21 июля 1649 года. Торжественное перенесение ее мощей из деревянного Успенского собора в каменный Воскресенский состоялось 12 июня 1650 года. К дню 12 июня было приурочено и восстановление церковного почитания святой Анны.
ПОЛНОЕ ЖИТИЕ БЛАГОВЕРНОЙ КНЯГИНИ АННЫ КАШИНСКОЙ
Святая благоверная великая княгиня Анна – дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшего мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере. Побратимом деда благоверной Анны был святой Петр, царевич Ордынский, крещеный татарин, канонизированный Русской Православной Церковью. В 1294 году благоверная княжна Анна вступила в брак с князем Михаилом Тверским.
Много скорбей выпало на долю святой Анны. В 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел молодой князь. Во младенчестве умер первенец великокняжеской четы – дочь Феодора. В 1317 году началась трагическая борьба с князем Юрием Московским. В 1318 году благоверная княгиня прощается навечно со своим супругом, уезжающим в Орду, где он был зверски замучен. В 1325 году старший сын ее, Димитрий Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского – виновника смерти отца, убил его, за что был казнен ханом. Год спустя жители Твери перебили всех татар во главе с двоюродным братом хана Узбека. После этого стихийного восстания вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда. В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам.
Благоверная великая княгиня была приуготовлена к монашеству всей своей предыдущей жизнью. По кончине мужа испытания следовали одно за другим и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию, однако Анна вынесла все. «В женском естестве мужескую крепость имела еси…» – так ублажает Церковь святую Анну Кашинскую за ее душевную стойкость. Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество сначала в Твери, а затем по просьбе младшего сына Василия перебралась в специально выстроенный для нее монастырь. Здесь она и преставилась в 1368 году в схиме, тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.
Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно, и только в 1611 году вследствие явления ее благочестивому клирику пробудилось в жителях города Кашина особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивого царя Алексея Михайловича и святейшего патриарха Никона, и на Московском Соборе 1649 года постановлено было открыть мощи княгини Анны. Перенесение мощей благоверной Анны Кашинской состоялось 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.
Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, и патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Это необычайное событие – единственное в истории Русской Православной Церкви.
Хотя церковная развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятии, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах, болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны.
В 1908 году почитание благоверной княгини Анны было восстановлено, и уже в 1909 году в городе Грозном в области Терского казачества возникла женская община в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской. В 1910 году был освящен храм во имя святой Анны Кашинской в Петербурге.
В тревожные годы войны и революции образ благоверной княгини Анны стал русским людям даже ближе и понятнее. Вспоминалось, что благоверная Анна тоже провожав мужа и сыновей в ту опасную неизвестность, откуда часто не возвращаются, хоронила и оплакивала их, тоже принуждена была бежать и скрываться, в то время как враги громили и жгли ее землю.
Жизнь в супружестве с князем Михаилом Тверским
Однако, несмотря на взаимную любовь, счастье Анны было недолгим. На следующий год после свадьбы в Твери случился пожар, выгорел почти весь город. Еще через год запылал уже сам княжеский терем, Михаил и Анна едва успели выбежать. Потом тяжко заболел князь. Не успела жена обрадоваться его выздоровлению, захворала, а затем и скончалась маленькая дочка. После этого княгиня родила еще четверых детей.
В 1304 году кн. Михаилу Тверскому был пожалован от Золотой Орды великокняжеский ярлык. Милость, которой домогались самые знатные княжеские семьи Рюрикова дома, обернулась новым витком кровопролитий и междоусобиц.
Полезные материалы
Московские князья, тоже претендовавшие на великокняжеский престол, никак не могли смириться с тем, что власть перешла к Михаилу. Юрий, княживший в ту пору в Москве, вовлек тверичей в междоусобицы, интриговал против Михаила при ханском дворе. Ярлык был пожалован в Москву, Михаил готов был смириться с этим, однако, к Твери подступили московские полки.
Эту схватку Михаил выиграл. Он разбил войско Юрия, захватил его супругу, которая была сестрой хана Узбека, и татарского посла. Однако, победа стала причиной многих бедствий. Плененная княгиня чем-то заболела и в несколько дней умерла. Чтобы не навлечь на свой город и своих подданных новых бедствий в виде карательного похода разгневанного Узбека, князь Михаил принял решение отправиться на поклон к хану в город Сарай. Это было в 1318 году.
Михаил пред отъездом исповедался и причастился, прекрасно зная, что живым из Сарая ему не вернуться. И в эти страшные дни Анна была его советчицей и опорой. «Иди, мой господин, если хочешь добровольно пострадать за Христово дело, будешь поистине блажен навеки!» — говорила она ему.
За что объявили святой, а потом деканонизировали княгиню Анну Кашинскую
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Жизнь в миру и смерть в схиме
Анну Кашинскую почитали прежде всего потому, что она воплощала собой пример «женственности в древнерусском стиле», жила по канонам, установленным для жен и матерей того времени. Вся жизнь княгини – воплощение того христианского смирения – или, по крайней мере, терпения, покорности судьбе, что издавна особенно ценились именно в православной культуре, а с XVIII века становились все менее популярными, когда стремительно менялись не только женская мода, но и положение женщин в обществе.
Анна, прозванная впоследствии Кашинской, родилась примерно в 1280 году. Дочь ростовского князя Дмитрия Борисовича, она была выдана замуж за представителя другого знатного рода – князя Михаила Ярославича Тверского. О жизни Анны в статусе княгини сохранилось совсем немного сведений – собственно, роль ее сводилась именно к тому, чтобы выполнять функции матери и быть женой своему мужу. Другое дело, что дни ее выпали на сложные времена: Русь уже находилась под татарским игом, ко всему прочему страдая от междоусобиц и вражды удельных князей. Жертвами всего этого стали сначала муж Анны, потом два ее сына и внук.
Конфликты тверских князей с соседями, в первую очередь с московскими правителями, разрешались через обращение к Орде, и такие интриги часто стоили участникам жизни. Михаил Ярославич был убит татарским ханом Узбеком в 1318 году, спустя восемь лет в Орду отправился сын, князь Дмитрий Грозные Очи. Он расправился с московским князем Юрием Даниловичем, которого считал виновником смерти отца, и сам в свою очередь был казнен Узбек-ханом. Та же участь постигла его младшего брата Александра Михайловича вместе с сыном Федором.
Княгиня Анна постриглась в монахини под именем София. Дата пострига неизвестна, по-видимому, это произошло вскоре после смерти ее супруга – это бы соответствовало обычаям того времени, именно так выглядело бы благочестивое вдовство.
Незадолго до смерти, в 1367 году, княгиня Анна уехала вслед за своим младшим сыном Василием в Кашин, тоже вовлеченный в междоусобные споры. Кашин, один из самых старых городов Тверского княжества, и сейчас знаменит множеством храмов. Анна уединилась в монастыре, а в 1368 году она скончалась. Перед смертью княгиня приняла схиму, полностью отреклась от мира, предавшись строгому аскетизму. При этом ей было наречено имя Анна.
Как Анна Кашинская стала святой на три десятка лет
Анна Кашинская была погребена в деревянном Успенском соборе монастыря, но могила ее со временем оказалась заброшенной. Останки княгини были вновь обнаружены в другой непростой для русских земель период – в 1611 году. В смутные времена, в годы, когда потребность в заступничестве свыше казалась особенно острой, мощи Анны получили славу чудотворных, по преданиям, она являлась больным и немощным и исцеляла их.
А поскольку и земная жизнь княгини была праведной, отмеченной благочестием, принятием своей судьбы, кротостью, то спустя некоторое время, в 1649 году, Поместным собором Русской церкви было принято решение причислить Анну Кашинскую к лику святых. Она почиталась как благоверная – то есть не мученица, а праведная представительница правящего рода. Тот же лик святости получил после смерти и ее супруг – несмотря на мученический конец.
Святую Анну особенно почитал царь Алексей Михайлович, который совершал паломничество в Кашин с супругой и сестрами для поклонения чудотворным мощам. Они были открыты и объявлены нетленными, правая рука покоилась на груди, а пальцы были сложены в виде двоеперстия.
Такой способ перстосложения для совершения крестного знамения получил распространение примерно с VIII века. Соприкасающиеся большой, безымянный пальцы и мизинец символизировали три ипостаси Бога, а указательный и чуть согнутый средний – две природы Христа, божественную и человеческую.
Во время очередной поездки царской семьи в Кашин в 1650 году мощи Анны были торжественно перенесены во вновь построенный каменный Воскресенский собор, были устроены особенно пышные празднества, покров на мощи вышивали царица и царевны. Память святой почитали дважды в году – в день преставления 2 октября и в день обретения мощей 21 июля.
Чем помешала церковным властям давно умершая княгиня
Но церковные реформы XVII века затронули и почитание святой Анны. Двоеперстие было объявлено еретическим, признавалось лишь троеперстие. Некоторое время кашинская святая представляла собой серьезный аргумент старообрядцев против нововведений, но расправились с ее образом церковники довольно решительно. В Кашин отправилась специальная комиссия от патриарха Никона, которая подробно изучила житие Анны и сами мощи. По результатам работы комиссии собравшийся Поместный собор признал святую не святой, исключил ее имя из святцев, мощам поклоняться запретил.
А все-таки простой народ продолжал чтить Анну как святую, верить в ее заступничество и помощь. Возвращение княгине статуса святой произошло уже в XX веке, после того как было учреждено единоверие, признавшее юрисдикцию Московского Патриархата. Возобновились записи чудесных исцелений. В 1909 году в Кашине состоялись торжества по случаю восстановления почитания Анны, а потом в честь православной святой были освящены церковь в Санкт-Петербурге и церковь в Москве. Ее мощи были помещены в Вознесенский храм города Кашина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: