0 просмотров

Конфуцианство — основные идеи и принципы

Основателем учения стал Конфуций, в оригинальной транскрипции его имя звучит как Кун-фу-цзы. Он жил в 5 веке до нашей эры, и этот период был непростым для китайской империи. Феодалы сражались за власть и не обращали внимания на нужды простых людей. Поэтому крестьяне стремительно нищали и разорялись.

Конфуций родился в знатной, но бедной семье. Его мать регулярно возносила молитвы предкам, как было принято делать. Она рассказывала сыну о подвигах отца и его родителей. Все это позволило вырастить в маленьком мальчике уверенность, что его обязанность — занять достойное место в роду. Он много занимался самообразованием, отдавал предпочтение шести искусствам:

  • ритуалы;
  • стрельба из лука;
  • музицирование;
  • управление колесницей;
  • чтение и письмо;
  • счетные навыки.

Его родители рано умерли, и мальчик остался сиротой. У него не было средств к существованию, он рос в лишениях и страданиях. Но его упорство, терпение и усердное обучение принесло плоды, и его взяли на работу.

В биографии мудреца был переломный момент. Будучи взрослым, он попал в государство Чжоу. Там он был принят на работу в книгохранилище и встретил ученого Лао-Цзы, который основал даосизм. Беседы с ним позволили молодому человеку состояться как философу.

Статья в тему:  Окно сломанное. К чему снится окно

Он провел много лет в странствиях по стране. Мудрец обзавелся последователями и пытался доносить свои взгляды до масс. В пожилом возрасте Конфуций вернулся в родной город Цюйфу и открыл там собственную школу. Многие его ученики стали известными политическими деятелями.

Мудрец дожил до глубокой старости и умер тихо во сне, словно понимая, что наступил его закономерный конец. Он не испытывал страха, беспокойства или паники. Последними его словами были вопросы о том, кто будет продолжать учение.

Сохранилось мало картинок, которые изображали философа. Часто его изображают в виде старца, который умиротворен и спокоен. В Цюйфу сохранился дом Конфуция, по всему Китаю открыты храмы в честь мудреца.

Истоки и история Конфуцианства

Учение Конфуцианства иногда еще называют «Школой образованных людей», за его идеологию и способ мышления. Сам Конфуций родом из разорившейся семьи аристократов, много учился, и как он сам выражается «познал волю Неба».

В результате Конфуция стали считать Великим Мудрецом. Конечно, как философ он был на высоте. Но он в отличии от многих не рассуждал о «неземных» вещах. Весь упор делался на общественно – политическую жизнь и на ее мораль.

В ту пору создание устойчивого общества больше всего занимало умы обычных людей. Считается, что при жизни Конфуция не очень ценили. Его культ был создан уже после его смерти. Так на месте его смерти был создан алтарь, а впоследствии и храм для служения. Так же были построены и другие храмы во славу конфуцианству как религии по всему Китаю.

Статья в тему:  Какой тёплый пол лучше выбрать: водяной или электрический, плюсы и минусы. Какой тёплый пол лучше — водяной или электрический: обзор и сравнение всех систем

В более поздние времена китайские императоры даже возводят его в ранг покровителя Китая. Так Конфуций был обожествлен и возведен в ранг «Наставника Мудрости». Люди часто делают культы из кого-то, кто сам себя не считает Богом, обычно для поддержания порядка в стране и управления людьми, хотя на тот период такой подход был вполне оправданным.

Принципы конфуцианства

В основной своей массе принципы конфуцианства основаны на нравственности и морали. Даже когда Конфуция спрашивали, почему он не интересуется религией, ритуалами и духами, он отвечал, что поскольку ведет нравственную жизнь, все остальное его не интересует и что он прав перед Небом.

Принципы морали Конфуций возлагает на каждого человека. Так по принципам конфуцианства в отношении родителей должно быть почитание, даже если с детьми сами родители плохо обращаются.

А в отношении службы на работе, должно быть в первую очередь чувство долга, а не выгоды.

Тоже в отношениях между людьми должна стоять на первом месте братская любовь и уважение. В отношении правителей к подчиненным должны соблюдаться честные отношения.

Данные принципы конечно в наше «не очень моральное» время звучат конечно странно, но полностью соответствуют таким мудрым учениям как Христианство, ведическая культура и прочим высокоморальным и духовным религиям.

Как появилось учение

Мудрец жил в период Чунь Цю. Это были смутные времена для древнего Китая, когда в стране возник кризис в политике и отношениях между людьми, правитель стремительно терял власть, и за неё шла жестокая борьба, а страна фактически распадалась.

Статья в тему:  Как открыть мини-цех по переработке молока: пошаговый бизнес-план

Аристократы утратили былую власть. Многие из них были вынуждены обратиться к преподавательской деятельности, чтобы заработать на пропитание. Одним из них и был Конфуций.

Что такое конфуцианство?

Конфуций (孔子,Kongzi, 551—479 до н.э.)

Идеи Конфуция о важности практических и моральных ценностях, собраны его учениками в Лунь Юй ( 论语 ), они и легли в основу философии, известной как конфуцианство.

При рассмотрении Конфуцианства так же важен термин Жу, (Ru, 儒 ) (далее я часто буду пропускать запись Палладием или пиньинем, в данном контексте достаточно чтобы искать как в русских так и зарубежных источниках) Этот термин существует длительное время еще до Конфуция . По поводу происхождения жу существует несколько предложений; Я верю (Лектор), что Жу — это тот тип людей, которые служат Господу в качестве помощников в ритуалах, которые приносят жертвы божествам Небес, земли, гор, рек и десять тысяч вещей в мире, особенно духам предков.

Слово «конфуцианство» несколько вводит в заблуждение, потому что оно не включает смысл того, что люди, которых зовут жу, являются учеными и мыслителями.

Эти люди являются учителями древней классики и, следовательно, последователями древнего культурного наследия. Конфуций (Лектор говорит, Kongzi, прим.) является одним из них, и благодаря своему мышлению он также стал ведущей фигурой новой школы, которая называется Школа Жу (Конфуцианство) и фактически считается ее основателем.

Статья в тему:  Нулевая декларация. Нулевая отчетность: сдаем обязательно и вовремя

В период враждующих государств в Китае существует множество философских школ, которые называются одним общим термином «сотни школ».

В книге Ши цзи [ Shi ji (史記) ] Сима Цянь, вслед за своим отцом, классифицирует философов нескольких предыдущих веков в шесть основных школ (в последней главе). Вторым историком, который попытался классифицировать сто школ, был Лю Синь, который был одним из величайших ученых династии Хань. Он также работал со своим отцом Лю Сяном в Императорской библиотеке и составил список книг в ней, который известен как «Семь сводов» [Qi lüe (七略) ].

«Семь сводов» было взято Ban Gu в качестве основы для YiWenZhi (艺文志) так же известен как библиографический раздел (в династийных историях и старинных энциклопедиях). В этом тексте Лю Синь впервые в истории Китая попытался систематически проследить историческое происхождение различных школ.

В ранней династии Чжоу, до распада общества, между чиновниками и учителями не было разделения. Служащие одного из департаментов правительства были в то же время передатчиками знаний, относящихся к этому департаменту. Эти служащие, подобно феодалам того времени, занимали свои должности по наследству. Следовательно, тогда существовало только «официальное обучение», но не было никакого «частного обучения». Поэтому, когда правители Чжоу начали терять свою власть, чиновники потеряли свои позиции и разбросались по всей стране. Такие служащие теряли свой официальный статус и превращались в частных преподавателей по специальности, пост которой занимали. Школа Жу — самая важная из них.

Статья в тему:  Как называется покрывало на диван и кресла. Плед на диван: создаём самый уютный уголок дома. Условно их можно разделить на несколько категорий

На самом деле ситуация была более сложной, потому что в этом процессе центр политической мощи постепенно переходил от императора Чжоу или сына Неба к князьям.

Лю Синь сказал: «Школа Жу берет свое начало в Министерстве образования… Эта школа превосходна в изучении шести классиков и уделяла особое внимание гуманности (仁) и праведности. Они считали Yao и Shun [двух древних мудрецов-царей, предположительно живших до династии Xia, кого школа Жу считала образцовыми Имераторами] своими предками, а царя Wen и Wu — примером для подражания. Чтобы придать авторитет своему учению, они почитали Чжунни (Zhongni называли Конфуция) как возвышенного учителя. Их учение — высшая истина.»

Конфуций сказал: «То, чем восхищаются, должно быть испробовано». Слава Yao и Shun, процветание династий Инь и Чжоу и достижения Чжунни — это результаты, полученные путем проверки их учения.

Теория Лю Си

Хотя детали теории Лю Си могут быть неверными, его попытка проследить происхождение школ до определенных политических и социальных обстоятельств, безусловно, представляет собой правильную точку зрения. Его описание различных школ само по себе является классикой в ​​китайской историографии.

Цзюнь-цзы (Junzi, 君子 ) — князья, владельцы земель, чинов, богатств и и рабов, часто родственники императора.

Сяо жень (Xiaoren, 小人) — простолюдины, которые служили Цзюнь-цзы как фермеры или ремесленники.

Цзюнь-цзы были не только аристократами, но и единственными образованными людьми, они играли роль профессиональных экспертов и как и школа Жу играли огромную роль в образовании.

Статья в тему:  Идеальная высота потолка в частном доме. Стандартная высота потолков. Основные правила возведения деревянных домов

Дворянам нужны эксперты, чтобы должным образом обучать своих сыновей, чтобы они могли обладать необходимыми способностями для управления государствами или служить старшим по званию. Такие эксперты, как Жу, также являются уважаемыми людьми но более низкого ранга и являются провинциальными чиновниками, поэтому «не было разделения между чиновниками и учителями».

Когда в династии Чжоу наступило отсутствие порядка, в ходе этой великой социальной и политической трансформации большинство благородных мужей утратили свои земли и титулы и, таким образом, опустились до уровня простых людей, что означает, что знания, которыми они обладали, были также опустились в народные массы. Простые люди из народа, которые имели навыки или знания, получили чины. Бывшие чиновники, среди которых представители школы Жу, растворились среди простых людей, занимая наследственные должности на службе у высших чинов, становясь специалистами.

Когда церемонии теряются при дворе, нужно искать их в Стране.

Происхождение слова школа — 家

Слово «школа» является переводом китайского слова Jia [家], которое означает семью или дом. Это слово говорит о том, что способ, которым знания переходят между учителем (мастером) и учеником, точно такой же, как между отцом и сыном в феодальной системе. Другое предположение состоит в том, что переход знаний связан с чем-то частным или личным.

Безусловно были разные виды школ, потому что учителя были представителями разных областей, наук и искусств. Например те, кто были специалистами в преподавании классики, практике церемоний и музыки. — были известны как школа Жу. Военные ученые были специалисты по военному искусству. Специалисты по искусству речи, были так же известны как спорщики. Специалисты по магической медицине, гаданию, астрологии и нумерологии, были известны как практикующие оккультные искусства. Были также практические политики, которые могли выступать в качестве частных советников правителей, сейчас мы бы их назвали как юристы или методисты. А также были мужчины, которые обладали и талантом и способностями к обучению, но были настолько озлоблены политическими беспорядками своего времени, что уединялись с природой вдали от человеческого общества. Про таких говорят — отшельники.

Статья в тему:  Что такое жидкие обои сколько стоят. Жидкие обои: фото, отзывы, недостатки, что это такое, состав, плюсы и минусы, видео, виды, как выглядят, свойства, преимущества. Что это такое

Предание Школы Жу (儒家)

При реорганизации группы Жу в школу Конфуций стал её основателем и « унаследованная» ранняя классика, сделала школу значимой среди других. С тех пор считается, что Конфуций первый частный учитель, а школа Жу первая школа философии без официального образования.

Ранняя классика была известна как «шесть основ» (Так говорит лектор, однако нам надо искать пять основ: «у-цзин»), которые включают:
• «И-цзин»(易经; «Книга Перемен»)
• «Ши-цзин»(诗经; «Книга песен»)
• «Шу-цзин»(书经; «Книга преданий»)
• «Ли-цзи»(礼记; «Книга церемоний»)
• «Чунь-цю»(春秋; «Вёсны и осени»; летопись),
(шестой книгой лектор, назвал Книгу музыки, с пометкой, которая, вероятно, никогда не существовала)

Относительно того какое отношение Конфуций имеет к шести основам существует два вида мнений:

  1. Утверждается, что Конфуций является автором всех этих работ
  2. Утверждается, что Конфуций является автором «Вёсны и осени» , комментатором «Книги перемен», редактором Ли-цзи, а также редактором Ши-цзин и Шу-цзин.

На самом деле, (Лектор так и сказал, прим), Конфуций не был ни автором, ни комментатором, ни даже редактором какой-либо классики. Как учитель и ученый Жу, Конфуций поддерживал традицию и в ритуалах, и музыке, пытался исправить любые отклонения от традиционных практик или стандартов, и примеры этого описаны в «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Сам Конфуций никогда не собирался ничего писать для будущих поколений. Написание книг в частном, а не официальном качестве было еще неслыханной практикой, которая развилась только после эпохи Конфуция.

Статья в тему:  Бокорезы назначение. Бокорезы – как выбрать качественный инструмент. Виды, устройство и применение инструмента. Виды и размеры бокорезов

Появление Пятикнижия и авторство

До эпохи Конфуция существовали некоторые писания из шести упомянутых книг, и они составляли культурное наследие прошлого. Некоторые из Классики были основой образования аристократов во времена феодализма династии Чжоу. Классики начали распространяться среди народа с распадом феодального строя и стали частью его культуры под учением Жу, например как тому следовал сам Конфуций.

Как мы уже знаем, ученые Жу зарабатывали себе на жизнь, обучая классике или выступая в качестве опытных помощников на похоронах, жертвоприношениях, свадьбах и других церемониях, (где требовалось следование ритуалам, прим Автора). Конфуций был самым выдающимся из школы Жу и значительно реструктурировал её в новую группу философов.

Текст Шестикнижия (Шестикнижия повторяет лектор, прим.) очень сложен. Среди них «Книга музыки» может и не существовала. Существует три типа «Ли» (ритуалов). «Чжоу Ли» (ритуалы Чжоу) может быть поддельной книгой в период воюющих государств. «И Ли» (руководство по ритуалам) может быть отчасти переписанным материалом предыдущего этикета династии Чжоу. «Ли Цзи » (Книга церемоний) — это сборник эссе последователей Конфуция, в которых обсуждается дух или значение этикета. «Вёсны и осени», возможно, не существовали до Конфуция. В своих трех комментариях «Gongyang» ( 春秋公羊傳 ) и «Guliang» (谷梁传) являются произведениями последователей Конфуция. Только «Цзо чжуань» ( 左傳 ), вероятно, сохраняет часть состояния старой истории Лу.

Писания «Чжоуи» (Книга Перемен), вероятно, существовали и были сформированы еще до Конфуция. «Yizhuan» (десять комментариев Книги Перемен), которые мы видим сегодня, — это более поздняя работа ученых Жу. Частично «Ши-цзин» и «Шу-цзин» действительно считаются написанными до Конфуция. Среди Шестикнижия, «Книга песен», «Книга преданий», «Книга церемоний» и «Yue» (Книга музыки) встречаются в документах до династии Цинь.

Статья в тему:  Гимнастика для малышей 3 месяца на мяче. Выбираем фитбол для упражнений с грудничками

«Книга церемоний», из главы «Царский строй» ( 王制 ): наставления музыке со всей отдачей и направляла на изучение всех четырёх предметов так же были организованы уроки по ним. Внимательно следя за поэмами, историями, церемониями и музыкой прежних царей, чтобы обучить благородных мужей. Весна и осень были посвящены обучению церемониям и музыке, зима и лето — поэзии и истории.

Конфуцианство и буддизм

Принципы конфуцианства имеют схожие черты с буддизмом, но есть и немало отличий по убеждениям, идеям, философии. Оба учения не рассматривают такое понятие, как бог, но есть расхождения в том, какими они обладают начальными идеями.

Последователи Конфуция стремятся улучшать отношения с социумом, соблюдать установленные нормы. Буддисты стараются сосредоточить всю энергию на том, чтобы обрести гармонию с самими собой, достичь нирваны, выйти за пределы жизни.

В буддийской философии людей учат тому, чтобы осознавать причины, последствия от каждого совершенного поступка, считают, что добрые дела могут принести немало счастья. Обе философии призывают отказаться от личных интересов в пользу других.

И Будда, и Конфуций рассматривали похожие вопросы философии. Но решения были немного разными. У второго ответ крылся внутри упорядоченного общества, а первый стремился найти их посредством личных усилий. Образование в каждой религии важно. С его помощью человек правильно поймет, что окружает, увидит истину, станет просвещенным.

Статья в тему:  Отделка – сауна и баня: выбор материалов, обшивка стен и потолка, изготовление пола и обустройство помещения. Отделка сауны вагонкой: как сделать правильно Требования к отделочным материалам

Ведущие принципы учения Конфуция

Всего насчитывается двадцать два принципа конфуцианского учения. Кратко можно выделить пять основных.

Уважение. Жень — самая главная добродетель, символизирует дерево. Уважение по Конфуцию, как и доброта, великодушие позволяют приобрести равновесие с окружающей действительностью.

Справедливость. И — символизирует металл. Справедливость позволяет руководствоваться не личными интересами, а всеобщими, отвергает эгоизм.

Верность обычаям. Ли — его еще называют ритуалом, символизирует огонь. Использование ритуалов помогает личности приблизиться к единству, миру, позволяет осознать свое место в обществе.

Мудрость. Чжи — ее еще зовут здравым смыслом, символизирует воду. Чжи отличает человека от животного, позволяет избавиться от упрямства, глупости.

Благонадежность. Синь – искренность, вера, символизирует землю. Синь пробуждает в человеке чистые помыслы, порождает любовь.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector